Выдающийся советский композитор В.Е. Баснер родился 1 января 1925 года в Ярославле. Его родители во время Первой мировой войны эвакуировались из Двинска (Латвия) в Ярославль, где и родился в новогоднюю ночь 1925 года их сын. С малых лет будущий композитор воспитывался в еврейском духе. Оба его деда и родители, несмотря на ассимиляцию евреев в Советском Союзе, говорили на идиш. Семья была музыкальной. И дед, и отец, оба портные, во время работы любили напевать еврейские песенки. Семья Баснеров не была богатой, но все три сына, что называется, вышли в люди: два младших брата - Герман и Марк - стали кандидатами наук, а первенец - Вениамин - прославился на весь Советский Союз своими песнями, многие из которых уже воспринимаются как народные. Сохранилась фотография: Вене три годика, а в руках у него игрушечная скрипка. "Мама вспоминала, что я увидел ее в витрине магазина и не хотел никуда уходить, пока не купили. Так вот выбрал сам свою судьбу". С шести лет В. Баснер занимался на скрипке, ставшей любимым инструментом на всю жизнь. Восьми лет, в 1933 году, Вениамин Баснер поступил в Ярославле в музыкальную школу №1 имени Собинова по классу скрипки, затем в музыкальное училище. Чтобы не мешать домочадцам и соседям, лучший ученик детской музыкальной школы Веня Баснер играл на скрипке, забравшись по пожарной лестнице на крышу дома.
Первые композиторские опыты Баснера относятся к пятнадцатилетнему возрасту, примерно к 1940 году. Но занятия прервала война, о музыке на время пришлось забыть. В феврале 1943 года 18-летнего паренька призвали в армию. Попал он в костромское артиллерийское училище, учился хорошо, мечтал стать офицером. Однако судьба распорядилась иначе: услышав, как играет на скрипке юный курсант, начальник училища генерал Стеснягин приказал: "Победим немца без тебя - в музвзвод!".
Баснер вспоминал: "Там меня сразу "взяли в оборот": я аранжировал для наших оркестров - штатного духового и самодеятельного эстрадного - популярные пьесы, песни, занимался с музыкантами, участвовал в концертах. По предложению начальника училища мы даже поставили последнюю сцену из "Евгения Онегина". Представляете, идет война, еще грохочут пушки, а будущие офицеры-артиллеристы учат партии из оперы Чайковского! Прошло несколько десятков лет, фамилии участников постановки позабылись, но, когда я слышу разговоры о перегибах в нашей музыкальной повседневности, я с благоговением вспоминаю человека, поднявшего курсантов на такой труд! Вот сейчас бы побольше таких командиров, особенно там, где готовят будущих офицеров, чтобы молодые наши кадры, заразившись этой увлеченностью настоящей, высокой музыкой, понесли бы ее в свои подразделения, в свои части. Сколько бы это дало пользы!" Но, хоть и не стал Баснер офицером, одна из основных тем его творчества - тема армии, тема подвига, тема защиты Родины - осталась с ним на всю жизнь.
"Я не был в Ленинграде в блокадные дни, но, попав в этот великий город в 44-м, видел разрушенные кварталы, видел переживших блокаду ленинградцев - изможденных, но не сломленных, полных несокрушимой веры в Победу и в то, что их руками город поднимется из руин, станет еще краше. Ведь и писать музыку я начал именно в Ленинграде, наверное, все увиденное мной, общение с теми, кто отстоял, возродил былую красоту нашей Северной Пальмиры, не прошло бесследно, всколыхнуло какие-то струны души".
Его песни почти всегда попадали "в десятку". Маленький пример. Премьера песни "Березовый сок" состоялась на авторском концерте Баснера в одной из частей группы советских войск в Германии. Отзвучали последние аккорды - в зале гробовая тишина… и вдруг - гром аплодисментов! Песню пришлось исполнять до тех пор, пока слушатели не выучили ее наизусть. "В песне необходимо присутствие электрического заряда, - считал Баснер. - Событие или человек, о котором собираешься писать, обязательно должны тебя вдохновлять, зажигать. Еще непременное требование, предъявляемое лично мною к хорошей песне, - это искренность и простота. Если в симфоническом произведении можешь где-то "недотянуть", где-то даже сфальшивить, усилить другую часть, то в песне это не пройдет".
После окончания войны, в 1945 году, В.Е. Баснер поступает в Ленинградскую государственную консерваторию и оканчивает ее в 1949 году по классу скрипки М. Белякова, одновременно посещая и класс композиции Д.Д. Шостаковича. После окончания Консерватории, в 1949-1955 годах, Баснер работал скрипачом в оркестре Ленинградского радио, делал для оркестра аранжировку некоторых произведений, пробовал сочинять. Один из написанных им струнных квартетов в 1955 году послали на Международный конкурс в Варшаву, где неожиданно для многих, а для Баснера в особенности, сочинение получило вторую премию. Так из скрипача он стал композитором, началась его активная творческая деятельность. Еще в студенческие годы произошла встреча с Д.Д. Шостаковичем, чьи советы помогли быстрому становлению В. Баснера как композитора-профессионала. Вскоре его отношения с великим музыкантом переросли в большую личную дружбу.
Диапазон художественных интересов В. Баснера исключительно широк и разнообразен, как по жанрам, так и по образному содержанию. Тринадцать произведений для музыкального театра, три симфонии, два инструментальных концерта, симфонические сюиты, пять квартетов, вокальные циклы. В. Баснер - автор ряда произведений для театра: балета "Три мушкетера" (1964); опер "Вешние воды" (1975), "Отель "Танатос" (1996); оперетт "Полярная звезда" (1966), "Требуется героиня" (1967), "Южный крест" (1970), "Год голубого зайца" ("Белый танец") (1978), "Между небом и землей" (1980), "Блистающие облака" (1982), "Моя хата с краю" (1985), "Ты - великая актриса!" (1995), оратории "Весна" (1964). Вот далеко не полный перечень его сочинений академических жанров, успешно исполнявшихся на родине и за рубежом. Однако еще более значителен его вклад в жанрах киномузыки и песни. Баснер никогда не жалел, что жизнь так сложилась и что он известен больше как песенник и композитор кино, хотя и написал он много "серьезной" музыки.
В кино В. Баснер пришел довольно случайно. В 1955 году режиссер Захар Аграненко ставил картину "Бессмертный гарнизон" по сценарию Константина Симонова о защитниках Брестской крепости. Музыку к фильму предложили написать Шостаковичу. Однако Дмитрий Дмитриевич в то время был очень занят и указал на Баснера. После "Бессмертного гарнизона" (1956) были фильмы "Тугой узел" (1957), "Человек родился" (1957), "Саша вступает в жизнь" (1957), "Трое вышли из леса" (1958), "Сверстницы" (1959), "Солнце светит всем" (1959), "Судьба человека" (1959), "Мичман Панин" (1960), "Полосатый рейс" (1961), "Битва в пути" (2 серии, 1961), "У твоего порога" (1963), "Родная кровь" (1963), "Тишина" (1964), "Как Вас теперь называть?" (1965), "Первая Бастилия" (1965), "Цыган" (1967), "Армия "Трясогузки" снова в бою" (1968), "Тройная проверка" (1969), "Посол Советского Союза" (1969), "Красная площадь" (1970), "Море в огне" (1971), "Инспектор уголовного розыска" (1971), "Разрешите взлет!" (1972), "Опасный поворот" (1972), "Учитель пения" (1973), "Я служу на границе" (1974), "Блокада" (1974), "Фронт без флангов" (1974), "Дожить до рассвета" (1975), "На всю оставшуюся жизнь" (1975), "Дни Турбинных" (1976), "Фронт за линией фронта" (1978), "След на земле" (1979), "Задача с тремя неизвестными" (1979), "Факты минувшего дня" (1981), "Фронт в тылу врага" (1982), "Варварин день" (1982), "Водитель автобуса" (1983), "Репортаж с линии огня" (1984), "Через все годы" (1984), "Три процента риска" (1985), "Семь криков в океане" (1986), "Воскресный папа" (1986), "А был ли Каротин?" (1989), "Мышеловка" (1990), "Возвращение броненосца" (1996) и многие другие. Свыше 100 кинофильмов, более 300 песен стали особенно известны, обретя многомиллионную аудиторию во многих странах мира. Почти все свои песни Баснер написал на стихи своего хорошего друга поэта Михаила Львовича Матусовского.
Музыка Баснера, в основе которой часто лежит принцип лейтмотива, служит важным средством развития драматургии фильмов. Глубоко передана трагедийность действия в фильме "Судьба человека". Музыка к фильму "Ленинградская симфония" (1957) переработана в одноимённую симфоническую поэму. Огромную популярность приобрела песня "На безымянной высоте" (первый исполнитель Лев Барашков) из фильма "Тишина". Сам Баснер рассказывал: "Многие думали, что "На безымянной высоте" - это фронтовая песня. Одна женщина, в доме отдыха в Кисловодске меня долго убеждала, что эту песню они пели на фронте, очень обижалась и не верила, когда пытался объяснить, что я ее сочинил в 1962 году". Не менее известная песня "С чего начинается Родина" (стихи М. Матусовского) в исполнении Марка Бернеса эмоционально объединила четыре серии фильма В. Басова "Щит и меч" (1968).
В 1974 году В.Е. Баснеру было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1982 году - Народного артиста РСФСР. В 1980 году за музыку к фильму "Блокада" (фильм 2-й: Ленинградский метроном. Операция "Искра") Баснеру была присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, а в 2005 году (посмертно) приз кинофестиваля "Литература и кино" в Гатчине "За лучшие песни военных лет, вошедших в историю русского советского кино, многие из которых стали народными". В.Е. Баснер был членом правления Союза композиторов Санкт-Петербурга.
В последние годы жизни Баснер (совместно с Ю. Васильевым и А. Ефремовым) активно участвовал в создании Государственного еврейского музыкального театра (ГОСЕТ) в Петербурге, где такого театра не было никогда за всю трехвековую историю города. Являлся его художественным руководителем. "Я русский композитор, еврей по национальности, - говорил Баснер. - Родился в центре России, всю жизнь впитывал русскую культуру, взгляды мои формировались на русской литературе и философии. Но меня всегда волновала судьба искусства еврейского народа, особенно музыки".
Вениамин Ефимович Баснер умер 3 сентября 1996 года в Санкт-Петербурге. Выдающийся композитор, чье творчество одной из ярких страниц вошло в историю отечественной музыкальной культуры, был похоронен на Комаровском кладбище. В октябре 2003 года в Ярославле на доме №47 по улице Республиканской, где родился и вырос знаменитый советский композитор, открылась мемориальная доска. В мае 2005 года мемориальная доска (арх. М.А. Мамошин) Вениамину Баснеру была открыта и в Петербурге, на доме, где жил композитор (по адресу: набережная реки Мойки, дом №16). Его именем названа одна из малых планет галактики.
Любая песня Баснера проста и доходчива, она запоминается с первого раза. И от каждой песни веет ароматом юности, молодости. Все они - как лучшие песни века, как песни Дунаевского, Блантера, Покрасса, Соловьева-Седого - стали долгожителями, что для песни немало. Они были и остаются прекрасными... Со смертью Вениамина Баснера кончилась советская песенная традиция.
Есть песни, которые воспринимаются нами как подлинно народные, никак не связанные с авторами, их создавшими. "С чего начинается Родина?", "На безымянной высоте", "Березовый сок", "Белой акации гроздья душистые", "Крестики-нолики", "Это было недавно, это было давно", "От разлуки до разлуки" - в нашей стране сложно найти человека, который бы никогда не слышал этих песен, на этих удивительно душевных, светлых песнях выросло целое поколение наших соотечественников. А еще - "Махнем, не глядя, как на фронте говорят", "Как, скажи, тебя зовут", "Песнь о Сталинграде"… Эти песни знают, их поют уже много лет, они стали такими привычными, что кажется, будто они были всегда... Но многие ли помнят, что все их написал Вениамин Ефимович Баснер?